Интернет магазин наборов для вышивания Орнамент-Узор


Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

СОДЕРЖАНИЕ

Если хотите, мы разработаем специальный эксклюзивный набор, который вы можете заказать по высланной вами фотографии или инструкции.

Наши наборы для вышивания крестиком подходят и начинающим и включают в себя всё необходимое, чтобы вы могли сразу приняться за вышивание. Это и символьная схема, разработанная нашими креативными мастерами, и высококачественная канва Zweigart, и цветные нитки мулине DMC, и гобеленовая иголка. Чтобы вам было легко и просто заниматься любимым делом, в каждом наборе вы найдёте подробную инструкцию.

Магазин «Орнамент» стремится к тому, чтобы процесс вашего творчества приносил вам только радость и удовольствие, чувство гармонии и приобщения к единому процессу творения красоты и любви. Приобщитесь к искусству вместе с нами.

При покупке свыше 3500 рублей смывающийся маркет по ткани японской фирмы MARVY в подарок! Акция […]

Наша компания приняла участие в выставке в Новосибирске. Мы представляем короткий видео-отчет:

Дорогие рукодельницы, представляем Вашему вниманию наши новинки: косметички с элементами вышивки, сшитые своими руками. Эти […]

По многочисленным просьбам мы собрали наиболее популярные приметы для вышивки от А до Я.




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Уроки дизайна вышивки. Урок 3. Композиция

Урок 3. Композиция, или Умение живописно формулировать мысли.

В этом уроке мы начнем «говорить» с помощью рисунка. Урок будет философски-рукодельным, достаточно возвышенным и одновременно практическим.

Наверное, все вы слышали старый анекдот, в котором ребенок не говорил до 16 лет только потому, что все его устраивало, чай был в меру горячий, а суп в меру соленый, то есть ему попросту незачем было говорить и общаться. Так и в рисунке — чтобы что-то нарисовать, вначале должно возникнуть желание поделиться эмоцией или идеей с другими, то есть должна быть осознанная мысль, которую вы хотите выразить. Если мысли нет, то и рисовать нечего, либо рисунок получится подобным пустой болтовне, и вряд ли в нем случайным образом обнаружится то, чего не было в голове его создателя. Другое дело, когда идея есть, а вот выразить ее сложно. Эта проблема — не проблема, а дело техники, которой учатся, и которая не так уж сложна.

Посмотрите на эти три картинки с одуванчиками. Вы замечаете разницу в настроении? Слева — сочные молодые одуванчики, начало мая, по-видимому, солнечный день — бодрость и беззаботность. На картинке в центре — легкая ностальгия, весна уходит. А на рисунке справа — сказочность, бутоны, цветы и пушистые шапочки — все вместе, все в одном изящном танце. Думаю, что если поменять картинки местами, то и текст не обойдется без корректировки, так как рисунки имеют ярко выраженное настроение. Этим настроением и обусловлен выбор форм, линий и цвета, которые все вместе можно назвать композицией.

Каждый элемент рисунка — это нарисованное слово, с помощью которого, вы выражаете свою мысль. Подумайте, что вы хотите нарисовать: радость, нежность, тишину, спокойствие или движение? Как вы хотите об этом сказать (то есть нарисовать, конечно) — коротко и ясно, как народная пословица, или образно, с недосказанностью, как японская поэзия, а может вы хотите нарисовать и вышить целый роман со сложным сюжетом? Как минимум, секунд 10 — 15 вы должны потратить на обдумывание (можно, конечно, и несколько больше :) Относительно речевого процесса обычно рассматривают обратное движение, когда образ первичен, а слово вторично. Ну, это опять семиотика :) Мы же с вами будем говорить не словами, а рисунками.

Как только мысле-образ сформирован, можно сразу приступать к рисованию. Теперь мы можем воспользоваться методом, которым обычно пользуются дизайнеры интерьеров, когда к ним приходят заказчики. Обычно клиенты говорят так: «..хочу. что-нибудь такое, . чтобы было свежо и уютно..» В уме дизайнера возникает салатово-розовое пятно размытых очертаний. Он начинает всматриваться в него, параллельно задавая клиенту наводящие вопросы, так сказать, наводя резкость изображения: «В каком стиле, каков бюджет. » — и тому подобное. Так и мы, вначале постараемся увидеть как бы издалека нашу конечную цель, постепенно подходя к ней ближе, пробираясь сквозь туман сомнений и нерешительности.

Например, если мы решили сделать рисунок для диванной подушки, варианты нашего первоначального образа могут быть такими (если мы предпочитаем геометрическую правильность) :

Или вот такими, если нам больше по душе свободные формы:

Теперь, мы уже как ландшафтные дизайнеры, можно сказать, разметили зону газона и цветника. Газон для нас — это области белого цвета, их мы трогать не будем. А цветник — это области серого цвета, которые мы должны оживить, заполнить прекрасными цветами (а может и не цветами) и наполнить радостью (или спокойствием — по желанию :)

Начнем делать первоначальные наброски. Разметим движения стеблей, положения головок цветов, направления основных листьев. В этом примере мы рассмотрим построение свободной композиции, т.е. в каждой области серого цвета мы будем располагать наши элементы не симметрично, а произвольно. Даже на рис. А и С, на бордюрах, мы использовали не повторяющийся орнамент, а дали свободу стеблям цветов.

Как видите, практически любая фигура с легкостью может быть заполнена цветочными мотивами. Рисунки такой сложности вам по силам, даже если вы только сегодня утром купили себе первый карандаш.

Рассмотрим более подробно процесс заполнения круглой формы. В данном случае это будет витиеватый узор, но, также можно заполнить форму и более натуралистично, расположив цветы так, как вы их видите в природе.

Рис. А — главное движение стебля, основа композиции, наш замысел. Постепенно мы начинаем уточнять его, добавляя новые «фразы» — элементы узора: более тонкие веточки, положения головок цветов, направления крупных листьев (рис. В-D). На этом этапе мы создаем базовую структуру узора, основную концепцию нашей идеи. Рис. Е — уже сформулированная мысль. Теперь мы можем ее развивать, дополняя красивыми «словами» — цветами и листьями.

На рис. H и I — конечные варианты узора. Обратите внимание, базовая схема этих рисунков одна и таже — рис. Е, а вот вариантов ее заполнения может быть множество. Так ведь и в жизни — идея может быть одна, а высказать ее можно разными словами.

Этот метод построения свободной композиции также можно назвать «строительным» — мы как-бы строим наш рисунок, начиная с каркаса (рис.А), постепенно укрепляя и заполняя его структуру, делаем, так сказать, «обшивку», получая базовую модель — рис.Е (как здание без отделки). Этапы F, G, H — это процесс отделки.

Другой пример — заполнение квадрата. Этапы все те же: каркас, обшивка, отделка :)

В итоге мы получили весьма симпатичные варианты рисунков для центра диванной подушки. Настроение — легкое, светлое, радостное, как весенний ветер. Кажется, что дотронешься до цветочка — и все закачается, придет в движение. Мы могли бы сделать рисунок менее сложным по конструкции или более ярким по цвету — это уже дело вкуса. Общий принцип построения один и тот же:

Замысел (для какого изделия хотим создать рисунок, какое настроение хотим передать, какую мысль вкладываем).

Общая планировка изделия (разметка газона и цветника).

Создание базовой структуры для каждого мотива .

Заполнение структуры мотива деталями.

Тут вроде-бы самое время упомянуть о законах композиции. При такой формулировке похоже, что композиция — это парламент, издающий законы, обязательные для исполнения, а за неисполнение — штраф. На самом деле в рисовании не совсем так. Я бы сказала, что в декоративной композиции есть не законы, а свойства. Их можно сравнить со вкусами в кулинарии. Есть блюда, которые нравятся многим людям, их вкус признан классическим, а рецепты написаны во всех кулинарных книгах, но есть блюда поострее, или посолонее, или с новым вкусом, который вы никогда не пробовали. Может быть много ингредиентов или мало, один основной и немного специй, или настоящий винегрет. Все имеет право быть. Главное — это чувство меры.

В литературе можно найти такие примеры законов композиции:

и многие другие.

Для тех, кому интересно серьезно разобраться с этой премудростью, могу посоветовать следующие книги:​

Евгений Кибрик — Объективные законы композиции в изобразительном искусстве;

Рудольф Арнхейм — Искусство и визуальное восприятие;

Калуст Даглдиян — Декоративная композиция;

Василий Кандинский — Точка и линия на плоскости.

Если же говорить по-простому, то совет один — во всем опирайтесь на свое чувство гармонии и здравого смысла, а также на свой вкус. Если все делать идеально по правилам, то у всех должны получаться примерно одинаковые работы, а мы ведь не к этому стремимся. В технике без этого не обойтись — есть правила и ГОСТы, чтобы все было унифицировано, удобно для производства и эксплуатации, а в художественном творчестве главное другое — выразить мысль и эмоцию, поэтому не может быть жестких правил. Это все равно, что придумать правила для создания мечты :)

Однако, пару примеров все же рассмотрим.

Рис. А может показаться несколько несбалансированным, кажется, что этот букетик должен начать наклоняться влево, потому что его левая половина явно визуально «тяжелее». На рис. В — один из вариантов балансировки изображения с помощью небольшой гири. Вроде, теперь все стабильно. Если гиря не входит в ваш замысел, можно попробовать уравновесить композицию, добавив в правую часть крупный яркий цветок. Это тоже создаст оптический «вес». Сразу открою большой секрет. Рис.А кажется неуравновешенным, если мы его рассматриваем как свободную, отдельно взятую композицию. Если же мы используем его как мотив для симметричных построений, то он очень даже годится и без балансировки (пример рассмотрим в следующем уроке).

На рис. А мы видим рассыпанные цветы, они как прохожие на улице — идут по своим делам в разные стороны, говорят о своем. На рис. В — присутствует целостность, цветы — как певцы в хоре, собраны вместе. У каждого свой голос, но поют одну песню. Нельзя сказать, что вариант А менее правильный, чем вариант В. Они оба хороши, просто отражают разные идеи. Что вам больше нравится: цветы на лугу, или цветы в букете :) ?

Этот пример во многом напоминает предыдущий, но есть принципиальная разница. На рис. А мы видим головки белого клевера, произвольно разбросанные по полю рисунка, на рис. В — те же цветы клевера, также разбросаны, однако они уже являются частью общей композиции с букетом. Букет — это стержень композиции, ее смысловой центр, а головки белого клевера выступают в роли дополнения, подчиняются главной мысли. Как видим, и в этом случае нельзя сказать, что какой-либо вариант предпочтительнее — оба могут быть использованы для своих целей.

На этом сегодняшний урок заканчиваем, но тема декоративной композиции будет продолжаться и далее — в каждом уроке мы ее будем немного расширять и дополнять. Не забудьте главную мысль — не технические приемы определяют красоту, а ваша идея, которой вы хотите поделиться с миром.




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Узоры и орнаменты, вышитые счетными швами в закладки 99

Счетные швы выполняют по счёту нитей ткани.

Бегущая строчка эффективно смотрится даже в самых сложных видах ручной вышивки.

Можно варьировать внешний вид шва выполняется путем изменения длины стежков и длину расстояния между стежками.

Бегущая строчка зависит от длины стежка и длины интервала последовательно вышитых по всей линии строчки.

Переплетение и обвив счетных швов контрастными нитями создают интересные узоры на бегущей строчке.

Техника вышивки называется “штопка”, стежки расположены параллельно друг другу, хорошо смотрится на салфетках и скатертях .

Изменяя направление групп стежков и расстояния между ними можно создавать различные узоры.

Приложив немного фантазии, вы можете изменять рисунок вышивки.

ФОТО МАСТЕР-КЛАСС ОТ Mary Corbet – вышивка счетными швами

Вышивки счетными швами или протяжками отличаются особенной лаконичностью и особым стилем.
Протяжками вышивают не только нитками, но и узкими лентами

Для получения такого узора сначала создают из длинных стежков решетку

Прокладывают длинные горизонтальные стежки
Затем таким же образом делают вертикальные длинные стежки
Затем длинные диагональные стежки
И в другую сторону – диагональные стежки.
Затем закрепляют контрастной нитью короткими стежками переплетения диагональных стежков

И четырьмя короткими стежками закрепляют точки скрещивания всех, прямых и диагональных стежков

Красивый. почти воздушный орнамент

Еще узоры, выполненные счетными швами от Mary Corbet




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

«Орнамент. Виды орнаментов»

Главная > Методическая разработка

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

профессиональный лицей № 24 г. Сибай

Методическая разработка урока по дисциплине

«Основы композиции и цветоведения»

на тему: « Орнамент. Виды орнаментов»

Разработал: мастер п/о I квалификационной категории

Современная мировая культура является обладательницей огромного наследия в сфере всех видов изобразительного искусства. Изучая величайшие памятники архитектуры, живописи, скульптуры и декоративно – прикладного искусства, нельзя оставить без внимания ещё одну область художественного творчества. Речь идет об орнаменте. Используя роль того или иного предмета, орнамент (лат. Ornamentum – украшение) не может существовать отдельно вне определенного произведения искусства, он имеет прикладные функции. Произведением же искусствам является сам, украшенный орнамент предмет.

При внимательном изучении роли и функции орнамента становится очевидным, что значимость его в системе выразительных средств произведения искусства намного больше, чем украшательская функция, и не ограничивается одним только прикладным характером. В отличии от цвета, фактуры, пластики, которые не могут существовать вне определенного предмета, не потеряв при этом своей образности, орнамент может сохранять её даже во фрагментах или при перерисовки. Кроме того, ряду орнаментальных мотивов присуща устойчивость, позволяющая определенный мотив использовать на протяжении длительного периода времени и на различных предметах, в разных материалах, не лишая при этом его логики орнаментальной формы.

Орнамент – часть материальной культуры общества. Внимательное изучение и освоение богатейшего наследия этой составляющей мировой художественной культуры способствует воспитанию художественного вкуса, становлению представлений в сфере истории культуры, делает более значительным внутренний мир. Творческое освоение декоративно – орнаментального искусства предшествующих эпох обогащает практику современных художников и архитекторов.

Тема урока. Орнамент. Виды орнаментов.

Цели урока. 1. Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Рассказать

о структуре орнаментов, о многообразии и единстве орнамен-

тальных мотивов стран и народов.

2. Формирование умений и знаний. Развивать умения анализиро-

ровать, устанавливать связи и отношения. Развивать умения

планировать свою деятельность, память учащихся.

3. Воспитывать приветливость, дружелюбие. Формировать сооб-

разительность, ответственность и решительность.

Тип урока. Урок сообщения нового материала.

Учебно-методическое обеспечение и ТСО. Учебник Н.М.Сокольникова «Изобразительное искусство», «Основы композиции», иллюстрации, репродукции великих художников.

1. Организационный момент.

а) проверка явки учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида;

в) проверка наличия учебных принадлежностей.

2. Проверка домашнего задания.

а) Что такое колористика (цветоведение)?

б) Расскажите об истории развития цветоведения.

в) Какой вклад внес в историю развития колористики Леонардо да Винчи?

г) Расскажите об идее шестицветного цветоряда Леонардо да Винчи.

д) Какой вклад в историю развития цветоведения внесли Ньютон, Роже де Пиль, М.В.Ломоносов и Рунге?

3. Сообщение нового материала.

Орнамент – это узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов.

Термин «орнамент» связан со словом «украшение». В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

Ритм в орнаменте — это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Узор может быть плоским и объемным. Плоский узор создается посредством полного или частичного наложения одной формы на другую путем взаимопроникновения этих фигур.

Плоский узор может неоднократно повторятся. Такое повторение называется мотивом, или раппортом.

Из орнаментов наиболее распространены ленточный, сетчатый и композиционно – замкнутый.

Ленточный (полосный) орнамент строится из одинаковых, повторяющихся или чередующихся элементов, расположенных вдоль кривой или прямой линии.

Повторяющиеся одинаковые по величине элементы создают монотонность и однообразие ритма, чередующиеся элементы рождают более «живую» композицию с нарастающим и волнообразным ритмом.

Чередующиеся или повторяющиеся элементы могут быть различными по величине, то есть построены на контрасте форм (большой, средней, малой) с различным их движением. Контрастность помогает выявить образную характеристику применяемых форм.

Контрастность может проявляться и в распределении черно – белых пятен тона, когда усиливаются одни пятна и ослабляются другие.

Большое значение имеет принцип светлотного контраста, выражающийся в том, что любой цвет на светлом темнеет, а на темном – светлеет. Это явление относится в разной степени как к ахроматическим (черно – белым), так хроматическим цветом.

Ленточный орнамент может быть в виде горизонтальной, вертикальной или наклонной полосы. Для такого орнамента характерна открытость, то есть важность его продолжения. Последовательно проследим, как строится полосной орнамент, расположенный вертикально, горизонтально или в виде наклонной полосы. Проводим полосу для необходимого по ширине орнамента, разбивая его соответственно на квадраты, прямоугольники и проводим в них оси симметрии. Затем предварительно стилизованные формы, взятые, например, из зарисовок растений, размещаем на плоскости, строя чередующиеся элементы орнамента.

После этого смотрим, устраивает ли нас то, что получилось. Если нет, добавляем более мелкие или средние формы (по принципу трехкомпонентности этих форм).

Завершая композицию, нужно определить, где будут самые темные и самые светлые пятна, как они будут повторяться на плоскости, где расположатся серые пятна и, что они будут дополнять – темные или светлые элементы орнамента.

В основе сетчатого орнамента лежит ячейка с вписанным в неё орнаментальным мотивом – раппортом. Размер ячейки может быть различной.

Сетчатый орнамент характерен для тканей в большей степени. Ячейка может неоднократно повторяться. Сетчатый орнамент строится аналогично полосному. Основная задача при его построении – правильно нанести оси симметрии.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Орнамент (лат. ornemantum — украшение) — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов. Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. В те времена, когда человек перешел к оседлому образу жизни и начал изготавливать орудия труда и предметы быта. Стремление украсить свое жилище свойственно человеку любой эпохи. И все-таки в древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил. По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, «защищали» от проникновения через горловину злых духов. Тоже самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле. Возникновение орнамента уходит своими корнями в глубь веков и, впервые, его следы запечатлены в эпоху палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.). В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать. Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, сохраняя, однако, за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему; поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране. Цель орнамента определилась — украшать. Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье. В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона)- орнаментальный рисунок — молитва.

Виды и типы орнамента

Существуют четыре вида орнаментов:

Геометрический орнамент. Геометрический орнамент состоит из точек, линий и геометрических фигур.

Растительный орнамент. Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т.д.

Зооморфный орнамент. Зооморфный орнамент включает стилизованные изображения реальных или фантастических животных.

Антропоморфный орнамент. Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент в полосе с линейным вертикальным или горизонтальным чередованием мотива (ленточный) . Сюда относятся фризы, каймы, обрамления, бордюры и т.п.

Замкнутый орнамент. Он компонуется в прямоугольнике, квадрате или круге (розеты). Мотив в нем либо не имеет повтора, либо повторяется с поворотом на плоскости (так называемая поворотная симметрия).

К геометрическим относятся орнаменты, мотивы которых состоят из различных геометрических фигур, линий и их комбинаций.
В природе геометрических форм не существует. Геометрическая правильность — достижение человеческого разума, способ абстрагирования. Любые геометрически правильные формы выглядят механическими, мертвыми. Первоосновой почти любой геометрической формы является реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная. Один из основных путей создания геометрического орнамента — это постепенное упрощение и схематизация (стилизация) мотивов, которые изначально имели изобразительный характер.
Элементы геометрического орнамента: линии — прямые, ломаные, кривые; геометрические фигуры — треугольники, квадраты, прямоугольники, круги, эллипсы, а также сложные формы, полученные из комбинаций простых фигур.

Изобразительным называется орнамент, мотивы которого воспроизводят конкретные предметы и формы реального мира — растения (растительный орнамент), животных (зооморфные мотивы), человека (антропоморфные мотивы) и т.д. Реальные мотивы природы в орнаменте значительно перерабатываются, а не воспроизводятся, как в живописи или графике. В орнаменте природные формы требуют той или иной меры упрощения, стилизации, типизации и в конечном счете — геометризации. Вероятно, это объясняется многократным повторением мотива орнамента.

Природа и окружающий нас мир лежат в основе орнаментального искусства. В творческом процессе проектирования орнамента приходится отбрасывать несущественные детали и подробности предметов и оставлять только общие, наиболее характерные и отличительные черты. Например, цветок ромашки или подсолнуха может выглядеть в орнаменте упрощенно.
Природная форма силой воображения перевоплощается с помощью условных форм, линий, пятен в нечто совершенно новое. Существующая форма упрощается до предельно обобщенной, знакомой геометрической формы. Это дает возможность многократно повторять форму орнамента. То, что было утрачено природной формой при упрощении и обобщении, возвращается к ней при использовании художественных орнаментальных средств: ритмичности поворотов, разномасштабности, плоскостности изображения, колористических решений форм в орнаменте.

Как происходит перевоплощение природных форм в орнаментальные мотивы? Вначале выполняется зарисовка с натуры, максимально верно передающая сходство и подробности (этап «фотографирования»). Смысл перевоплощения — переход от зарисовки к условной форме. Это второй этап — трансформации, стилизации мотива. Таким образом, стилизация в орнаменте является искусством перевоплощения. Из одной зарисовки можно извлечь различные орнаментальные решения.

Способ формирования орнамента и выбор орнаментальных форм, как правило, согласуется с возможностями изобразительного средства.

Закономерности композиционных построений

ПОНЯТИЕ О КОМПОЗИЦИИ ОРНАМЕНТА

Композиция (от лат. composito) — составление, расположение, построение; структура художественного произведения, обусловленная его содержанием, характером и назначением.
Создание композиции из лоскутов ткани — это выбор орнаментальной и колористической темы, рисунка, сюжета, определение габаритных и внутренних размеров произведения, а также взаиморасположение его частей.
Орнаментальная композиция — это составление, построение, структура узора.
К элементам орнаментальной композиции и одновременно ее выразительным средствам относятся: точка, пятно, линия, цвет, фактура . Эти элементы (средства) композиции в произведении преобразуются в орнаментальные мотивы.
Говоря о закономерностях орнаментальных композиций, прежде всего нужно сказать о пропорциях. Пропорции определяют другие закономерности построения орнаментальных композиций (имеются в виду ритм, пластика, симметрия и асимметрия, статика и динамика.

РИТМ И ПЛАСТИКА

Ритмом в орнаментальной композиции называют закономерность чередования и повторения мотивов, фигур и интервалов между ними. Ритм — главное организующее начало любой орнаментальной композиции. Важнейшей характеристикой орнамента является ритмическая повторяемость мотивов и элементов этих мотивов, их наклоны и повороты, поверхности пятен мотивов и интервалы между ними.
Ритмическая организация — это взаиморасположение мотивов на композиционной плоскости. Ритм организует своего рода движение в орнаменте: переходы от малого к большому, от простого к сложному, от светлого к темному или повторение одних и тех же форм через равные или разные интервалы. Ритм может быть:

1) метрический (равномерный);

В зависимости от ритма узор становится статичным или динамичным.
Ритмический строй определяет ритм мотивов по вертикальным и горизонтальным рядам, число мотивов, пластическую характеристику формы мотивов, особенности расположения мотивов в раппорте.
Мотив — часть орнамента, его главный образующий элемент.
Орнаментальные композиции, в которых мотив повторяется через одинаковые интервалы, называются раппортными.

Раппорт — минимальная и простая по форме площадь, занимаемая мотивом и промежутком до соседнего мотива.

Закономерное повторение раппорта по вертикали и горизонтали образует раппортную сетку. Раппорты примыкают друг к другу, не перекрывая один другого и не оставляя промежутков.

В зависимости от формы поверхности, которую они украшают, орнаменты бывают: монораппортные или замкнутые; линейно-раппортные или ленточные; сетчато-раппортные или сетчатые.

Монораппортные орнаменты представляют собой конечные фигуры (например, герб, эмблема и т.п.).

В линейно-раппортных орнаментах мотив (раппорт) повторяется вдоль одной прямой. Ленточный орнамент — это узор, элементы которого создают ритмический ряд, вписывающийся в ленту с двухсторонним движением.

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов — горизонтальную и вертикальную. Сетчатый орнамент — это узор, элементы которого располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Простейший сетчато-раппортный орнамент представляет собой сетку из параллелограммов.

В сложных орнаментах всегда можно выявить сетку, узлы которой составляют определенную систему точек орнамента. Раппорты сложной формы строятся следующим образом. В одном из раппортов прямоугольной сетки пририсовывают снаружи ломаные или кривые линии к правой и верхней сторонам, а к левой и нижней — такие же линии, но внутри ячейки. Таким образом, получается сложная структура, площадь которой равна прямоугольнику.

Этими фигурами площадь орнамента заполняется без промежутков.
В основе композиции сетчатого орнамента лежит пять систем (сеток): квадратная, прямоугольная, правильная треугольная, ромбическая и косая параллелограммная.

Для того чтобы определить вид сетки, надо соединить повторяющиеся

Ритмический ряд предполагает наличие как минимум трех-четырех орнаментальных элементов, так как слишком короткий ряд не может выполнить

организующуюся роль в композиции.

Новизна композиции орнамента, как отмечал известный специалист в области теории орнамента на ткани В.М.Шугаев, проявляется не в новых мотивах, а главным образом в новых ритмических построениях, новых сочетаниях орнаментальных элементов. Таким образом, ритму в композиции орнамента придается особое значение. Ритм наряду с цветом является основой эмоциональной выразительности орнамента.
Пластикой в орнаментальном искусстве принято называть плавные, непрерывные переходы от одних элементов формы к другим. Если при ритмических движениях элементы находятся на некотором расстоянии друг от друга, то при пластическом движении они сливаются.

Орнаментальные формы в зависимости от эмоционального воздействия условно делятся на тяжелые и легкие . К тяжелым формам относятся квадрат, куб, круг, шар, к легким — линия, прямоугольник, эллипс.

Симметрия — это свойство фигуры (или орнаментального мотива) накладываться на себя таким образом, что все точки занимают первоначальное положение. Асимметрия — отсутствие или нарушение симметрии.
В изобразительном искусстве симметрия является одним из средств построения художественной формы. Симметрия обычно присутствует в любой орнаментальной композиции, это одна из форм проявления ритмического начала в орнаменте.
Основные элементы симметрии: плоскость симметрии, ось симметрии, ось переносов, плоскость скользящего отражения.
Плоскость симметрии — воображаемая плоскость, которая делит фигуру на две зеркально равные части

— фигуры с одной плоскостью симметрии,

— фигура с двумя плоскостями симметрии,

— с четырьмя плоскостями симметрии.

4. Правила построения орнамента.

Показ и объяснение построения орнаментов:

5. Закрепление изученного материала.

1. Фронтальный опрос:

Каково назначение орнамента?

Какие типы орнаментов в зависимости от структуры вы знаете?

Какие типы орнаментов в зависимости от преобладающих в них мотивов вы знаете?

Найдите приметы орнаментов разных народов мира с одним и и теми же мотивами.

Какие виды орнаментов вы знаете?

Что такое орнамент? Что такое искусство орнамента?

Что такое ритм в орнаменте? Что такое раппорт?

Что называется симметрией в искусстве?

Что такое плоскость симметрии?

2. Выполнение упражнений:

а) построение ленточного орнамента;

б) построение сетчатого орнамента.

6. Подведение итогов.

7. Домашнее задание.

Придумать свои орнаменты в круге, в квадрате и в полосе, используя геометрические фигуры или растительность.




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Разнообразная вышивка крестом: узоры и орнаменты, схемы

Вышивка крестом: орнаменты, схемы и узоры

Вышивку крестом узоров и орнаментов на различную тематику можно встретить на предметах обихода и одежде. Узоры могут быть весьма разнообразными: различные цветы, фрукты, ягоды, насекомые, травы, нет предела фантазии.

Расположенная по краю вышивка называется бордюром, она может быть:

  • Монохромной – выполняется в одной цветовой гамме;
  • Многоцветной – имеет сочетания различных цветов;
  • Узкой;
  • Широкой;
  • Средней.

В качестве узоров могут служить даже разнообразные фигуры. Орнаменты для вышивки крестом имеют скрытое значение, указывают на народную принадлежность. Русские орнаменты состоят из геометрических фигур и прямых полос по краю материи или сочетают различные узоры.

Орнаменты Белоруссии отличаются вышивкой красным по белому. Славянские орнаменты несут в себе историю народов России и Украины.

Цвета в орнаменте имеют свой смысл:

  • Символом земли считается чёрный цвет;
  • Цвет чистоты – белый;
  • Символом любви является красный;
  • Синий – это цвет здоровья;
  • Желтый цвет является символом богатства;
  • Цвет возрождения – зелёный.

По внешнему виду славянских женщин можно было узнать является ли она замужней, какой достаток в её семье, в какой местности она проживает. Некоторые орнаменты можно встретить на выставках национальных костюмов.

Схема для вышивки крестом: орнамент кельтских народов

Орнаменты кельтских народов являются древними символами. Различные переплетённые узоры соединяются в единую цепь, напоминают лабиринт. Орнаменты, несущие в себе смысл, обычно черно-белые, они являются оберегами, дающими добро, здоровье и силу духа. Тайны некоторых из них так и не разгаданы. Схему вышивки крестом орнамента можно скачать из интернета, выбрав бесплатные. Для открытия вышивок в формате ХСД нужна дополнительная специальная программа, можно посмотреть видеоурок, чтобы научится с ней работать.

Кельтские орнаменты различны:

  • Кельтский крест – дарует мудрость, спасает от тёмных сил;
  • Бабочка – символ жизни, перемен;
  • Сердце – соединяет союз любящих сердец;
  • Спирали – символ вечности, бесконечности;
  • Дерево жизни обозначает параллельную жизнь;
  • Трилистник – приносит удачу.

Вышитый простой орнамент будет служить оберегом. Если необходимо сделать красивую картину, то можно подобрать схему 8х7 сантиметров с кельтским мотивом и вышить его в любой тематике. Узор расположить как отдельный символ на картине в чёрно-белом исполнении и совместить со схемой понравившегося изображения.

Различные орнаменты крестиком, вышитые на тканях

Основное предназначение вышивки – украшать предметы быта или одежду. Орнаменты крестиком лучше вышить на натуральных тканях, например лён идеально подходит как основа. Орнаментами оформляют полотенца, салфетки, занавески, подушки, а также элементы одежды.

Цветовая гамма различная:

  • Для оформления работ используются геометрические узоры;
  • Полотенца лучше украшать многоцветными орнаментами;
  • Одежду лучше оформлять ажурной каймой;
  • На скатерти или салфетке хорошо смотрится узор из переплетения различных ягод, трав.

Можно подобрать красочный узор с насекомыми или зверюшками и украсить им детскую одежду. Костюмы для национальных праздников, украшенные орнаментом не останутся без внимания.

Геометрические схемы орнаментов: вышивка крестом

Геометрические орнаменты вышивки крестом имеются в национальной одежде нескольких народов. Узорами украшают полотенца для ритуалов, создают рисунки из сочетания различных фигур. Узкий орнамент это – повторение групп элементов вышивки в определённой последовательности.

Геометрический народный орнамент имеет:

  • Точки, собранные в один элемент;
  • Различные круговые фигуры;
  • Линии различных изломов;
  • Композиции из треугольников;
  • В отдельных деталях встречаются кресты;
  • Разных размеров ромбы и квадраты.

Ленточные узоры выполняются полосой по краю или в середине изделия, полностью поверхность заполняется сетчатым орнаментом, а розеточный украшает середину, отделённую в ромб или квадрат. Основным мотивом геометрических орнаментов является ромб с различными переплетениями и делением его диагоналями. На самом деле схем вышивания таких орнаментов огромное множество. Цветовая гамма играет большую роль в вышивке.

В разных республиках принят к вышиванию орнаментов свой цвет или его сочетание. А соотношение фигур орнамента определяет его принадлежность к различным народам.

Неповторимая вышивка крестом :узоры и орнаменты, схемы (видео)

Весьма увлекает изучение истории узоров и орнаментов, очень интересные вышивки и схемы позволяют создать уникальную работу. На любой вкус несложно украсить полотна различных предметов. Вышивка доставит огромную радость, можно выполнить работу в подарок или украсить ей любимую скатерть.




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Креативные схемы вышивок с подробными инструкциями от компании «Орнамент»

Что же такое вышивка? Это творчество. Обычное творчество, как и многие другие роды человеческой деятельности. Однако, слово «обычная» здесь несколько поспешно высказано. Разве может быть обычным то, что объединяет человека с высшими силами? Увы. Не в наши времена. Многие люди, занятые погоней за призраками, то есть деньгами, славой и другими псевдо ценностями, которые всегда ускользают из их рук, просто не находят времени для того, чтобы посвятить себя настоящему, которое поможет им обрести самое главное в жизни.

Вышивка – это не единственный путь. Это один из многих путей. Разница её в том, что она общедоступна и проста.

Как приобщиться к искусству вышивания

На самом деле многие люди мечтают заняться чем-то настоящим. Но самое трудное, это сделать первый шаг. Сделав его, гораздо проще двигаться дальше. В вышивке первым шагом может быть первый стежок, подсказанный инструктором или выученный в Интернете.

Среди начинающих особенно популярна вышивка крестом, схемы можно найти в Интернете или получить на уроках вышивания. Однако, есть и третий путь, это заказать схему в Интернете. Причём заказать её правильно, так, чтобы вместе со схемой пришло всё необходимое. И даже более того.

Сегодня такая возможность есть у каждого желающего. Даже те, кто совершено не умеют вышивать, могут теперь самостоятельно освоить искусство, благодаря прилагаемой к схеме инструкции.

Схемы с инструкциями изготавливает компания «Орнамент».

«Орнамент» — научитесь вышивать самостоятельно

Приоритет компании «Орнамент» в том, что она:

  • создаёт отличные креативные схемы в большом разнообразии на любой вкус;
  • вкладывает в наборы всё необходимое для того, чтобы сразу заняться вышиванием. Причем, это самые лучшие материалы;
  • для каждого набора разрабатывает отдельные подробные и понятные инструкции.




Динамика сюжетов схем для вышивки от компании «Орнамент»

Вышивка своими руками с использованием этнических мотивов

Этнический стиль, пожалуй, единственное направление в моде, которое вобрало в себя такое разнообразие форм, красок, силуэтов и вариантов моделей. И это не удивительно. Этот стиль соединил в себе все многообразие элементов национальных костюмов со всего мира. Оригинальность предметов гардероба отдельных народов собрана воедино, созданы невероятные переплетения и смешения в этом направлении.

Рукоделие в этническом стиле – схемы вышивки и вязания

Истинный этно стиль с успехом проходит сквозь время и не теряет своей актуальности. Его мотивы используются в дизайне интерьеров, одежды, украшений.

Женская элегантная ретро сумка-кошелек с этнической вышивой ручной работы

Секрет заключается в символичности, мудрости и правдивости стиля, так как все узоры и орнаменты в этнической стилистике являются многовековым наследием народных традиций.

Казахстанская художественная этно-вышивка

Специфика этно стилистики

Рукоделие в этно стиле отражает культуру, быт, традиции наших предков. Она находит свое проявление в фольклоре, кухне, одежде и даже медицине.

Вышивка – самый распространенный и развитый вид народного искусства, оно ярко и многогранно отражает художественную культуру народа

Народные орнаменты, узоры, вышивка, плетение, словно старинное зеркало, являются отражением души любого народа, населяющего до сих пор или уже исчезнувшего с лица нашей планеты.

Индийское сари — национальная женская одежда, которая всегда декорирована богатой вышивкой и является по сей день одним из символов Индии

Этнический стиль — это целая культура, которая ориентирована на сохранение древних традиций своего народа и глубокое почитание предков.

Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние народа, летопись народных обычаев

Сегодня эти традиции могут проявляться по-разному. Например, англичане едят овсянку на завтрак, шотландцы одевают килт (мужскую клетчатую юбку), украинцы «на свято» надевают вышиванку.

Каждой народности свойственно индивидуальное выражение своей культуры. Но абсолютно все имеют свои самобытные орнаменты, символику и узоры.

Геометрические изображения — квадраты, ромбы, треугольники — широко распространены в искусстве Древнего Египта

Речь идет не только о традиционных славянских вышивках и плетениях. Индейцы, африканские племена, кельты — все имеют свою аутентичную культуру, дошедшую в виде схем и символов и до наших дней.

Африка — сочные цвета и разнообразие узоров, которые очень радуют глаз

Вышивка как оберег

Особенно популярно сегодня искусство вышивки.

Вышивка издавна любима во всех уголках мира

Это настоящий самобытный декор.

Вышивание — очень интересное, хотя и трудоемкое занятие, которому, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна

С ее помощью можно украсить не только одежду, но и домашний текстиль, создать неповторимые аксессуары.

Вышивка является важным участником построения пространства и создания атмосферы в доме

Сегодня многие мастерицы, создавая декор, расценивают работу только лишь как творчество.

Предметы интерьера, оформленные вышивкой, придают не только индивидуальность жилью, но и наполняют его теплом

Но наши предки верили, что вышивка, а именно, каждый ее элемент, символичен.

Среди многих видов русского народного творчества вышивка всегда занимала важное место

Целые картины представляли собой не только декор, но и являлись ценным семейным оберегом.

В течение нескольких столетий у славянского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит

Приданое для дочери мать готовила своими руками. Считалось, что вышивая одежду, рушники, скатерти или постель, она наделяла ее особыми свойствами, защищающими от дурного глаза, завистников, болезней и скверны.

Сундук с приданым для невесты

По старинным традициям русской свадьбы в приданое невесты входило множество разнообразных вещей, которые начинали собирать задолго до свадьбы

Обережные орнаменты или узоры выбирались не случайно. Каждый отдельный цвет, сочетание оттенков, символы и переплетение в узорах имели свой магический смысл, призванный защитить от бед и принести в дом благополучие. Также немаловажным считалось месторасположения рисунка.

В прошлом размер приданого во многом определял популярность невесты

Сегодня есть схемы, благодаря которым можно выполнять декор интерьера, аксессуаров, украшений, одежды, создавать целые шедевры, как в технике крестиком, так и гладью.

Красивы и оригинальны современные изделия, оформленные украинской народной вышивкой

Символизм изображений

Прежде, чем выбирать узоры, орнаменты и схемы для вышивки, следует помнить, что это не просто декор.

Узоры появились одновременно с первыми ростками искусства и культуры

Каждый символ и их сочетание несет в себе тот или иной смысл. Наиболее популярные элементы и сочетания следующие:

  • Красные и оранжевые мотивы крестиком защищают любовь от измен.
  • Символ коня или петуха, вплетенный в орнамент, черными или красными нитками, обеспечивает защиту детям от сглаза.
  • Символичные узоры в сочетании голубого и золотистого приносили удачу в делах.
  • Вышивка в черном цвете на Руси помогала молодым девушкам забеременеть. Еще одно значение — плодородие и щедрый урожай.
  • Народные мотивы в зеленом цвете – символ весны, молодости и женского начала.

Коллекция растительных и геометрических орнаментов для вышивания

Есть строгое правило: вышивка-оберег должна выполняться без узелков. Так она не оборвет связь с ее носителем!

Вышивка «Оберег домашнего очага»

Считалось, что вышивка крестиком впитывала молитву и становилась сильнейшим оберегом для человека.

Вышивка «Оберег для мужчины»

Такое рукоделие и сегодня несет в себе загадку, так как каждый ее элемент также имеет символичное значение:

  • Крест — противостоит мраку, злу и тьме.

Крест

  • Сварга (коловорот) — символ Солнца.

Сварга

  • Круг (колесо) — щедрая удача.

Круг

  • Ружа (восьмиконечная звезда) — знак жизни.

Ружа

  • Ромб (квадрат) — засеянное поле.

Ромбовидный орнамент

  • Дерево — символ долгой жизни.

Дерево жизни

Это далеко не все символы и мотивы, составляющие этно схемы и орнаменты вышивки. Если они присутствуют в вышитом изделии, значит, оно имеет великую силу оберега.

Схемы для вышивки и вязания

Сегодня в розничных точках продаж, лавках или на просторах необъятного интернета можно найти готовый декор, а также самые разные схемы для вышивки или вязания, чтобы своими руками создать декор чего-либо. О том как сделать вышиванку своими руками,можно прочитать в этой статье.

Декоративные мешочки с вышивкой

Наиболее популярные следующие:

  • Роза. Таким простым, но красивым узором можно украсить сумку, блузу, юбку в этническом стиле.

Схема для вышивания роз

Для выполнения вышивки понадобится ткань для вышивки крестиком, нитки нужного цвета, пяльца. Прежде чем приступить к работе, следует определить количество клеток в ширину и длину, отметить их карандашом и подготовить канву. Для удобства можно разметить через каждые 10 клеток. Далее натягивается канва на пяльца и приступаем к вышивке.

Свадебный рушник с вышитыми розами

  • Монохромная вышивка крестиком. Это базовый способ с использованием, как правило, одного или не более трех цветов. Выполняется по индивидуальной схеме-рисунку.

Схема для вышивания монохромного сердца

Перед вышивкой выполняется разметка на ткани 1 0х10 для удобства. Вышивка выполняется в две нити сверху вниз. Нельзя оставлять узлы, края нити закрываются стежками (крестами). Нить закрепляется на лицевой стороне, стежки могут быть вертикальными или горизонтальными. Схема следующая: сначала выполняется нужное количество диагональных стежков в одну сторону, а затем аналогично двигаемся в обратном направлении. Важно следить за аккуратностью на изнаночной стороне, ведь ткань тонкая, а неровности и огрехи могут просвечиваться.

Подушка, декорированная монохромной вышивкой в форме сердца

  • Норвежский этнический жаккард . Такие мотивы в этно стиле вязания являются базовыми.

Схема норвежской снежинки

Ленивый жаккардовый узор выполняется спицами. При вязании одного ряда используются нитки двух и более цветов. Узор в скандинавском этно стиле вывязывается гладью, используя счетные схемы, которые иллюстрируют изнаночную и лицевую сторону. Лицевой ряд считается справа налево, изнаночный — слева направо. При вязании используется основная и дополнительная нить, поэтому все петли не стягиваются протяжками.

Вязаный норвежский жаккард

На основе «ленивого жаккарда» можно создавать интересные вещи в этническом скандинавском стиле.

Сегодня можно найти самые разные схемы для вязания или вышивки в этно стиле. Такой национальный орнамент, геометричные узоры или цветочные мотивы смогут украсить любой предмет гардероба или текстильный аксессуар в интерьере. Аутентичные этнические мотивы всегда вне модных тенденций. Это классика и креатив в одном флаконе, самобытность и дань уважения народной культуре.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector